Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов - великий казахский просветитель, крупный ученый-лингвист, тюрколог, поэт, переводчик, исследователь литературы, автор целого ряда учебников и учебных пособий. Он родился в Тосынской волости бывшего Торгайского уезда (аул Акколь Жангельдинского района нынешней Костанайской области).

Ахмета с детства окружали яркие личности, потомки батыров и биев, для них смелость, образованность были традицией. Его воспитание в корне отличалось от того, которое давали тогда в среде, где основной заботой было пасти скот, чтобы прокормиться. Острое чувство справедливости, нетерпимость к злу, лицемерию, жадности, стяжательству передавались в их роду от отца к сыну. Однажды отец Ахмета, Байтурсын, узнав, что начальник Торгайского уезда Яковлев, давно причинявший зло их аулу, стал брать еще большие поборы, в гневе побил взяточника. Ахмет рано вступил на путь борьбы. Он не мог просто существовать, видя деспотизм и произвол политики царской власти.

Образование Ахмета Байтурсынова: 2 года школы в родном ауле, 4 года учительской школы в Оренбурге. "Когда многие образованные люди добивались чинов, терпя оскорбления и рабство, Ахмет Байтурсынов был чуть ли не единственным человеком, который в царские времена будил народ, поднимая вопросы национальной чести и достоинства. Когда некоторые казахи тех времен старались устроиться в уездные, губернские суды переводчиками, продавая честь, старались выслужиться в начальники, Ахмет, не щадя своих сил, служил идее... рисковал своей головой, поднимая самосознание народа" (С. Сейфуллин).

Он не плыл по течению как многие, не делил казахов на бедных и богатых, "болел" за честь и достоинство всех.

Поняв, что борьба против колонизаторской политики насилия невозможна без просвещения народа, он всю свою жизнь посвятил борьбе с невежеством. Подвергали преследованиям - не сдался, посадили в тюрьму - не сломался. Стал учителем, учил детей, просвещал молодое поколение, выпускал газеты, писал статьи, стихи, будил народ от спячки, объясняя скрытый смысл происходящих событий, знакомил с целями борьбы. Любую свою должность, большую и маленькую, школу, где преподавал, издательства, где выпускал стихи и статьи - все, все он рассматривал как средство претворения своих идей в борьбе за интересы народа. "Даже если мы забудем казхскую школу, которую открыл Ахаң, его заслуги перед родным языком, его пламенные призывы к многострадальному народу в созданной им литературе - "Қырық мысал", "Маса", в газете "Қазақ", его огромный труд и неиссякаемую энергию, отданные делу просвещения, если мы забудем все это, - его дела и заслуги не забудет история" (М. Ауэзов).

Но большевики, главными аргументами которых всегда были сила и принуждение, постарались вычеркнуть из истории и имя, и заслуги Ахмета Байтурсынова. Человека, который посвятил всю свою жизнь честному служению народу, объявили врагом народа, расстреляли; преследовали всех, кто его упоминал. Но они не добились своего. Обвинение - это облако, которое тает. Истина - солнце, которое не исчезает. Времена истины вернулись. Ахаң, Ахмет Байтурсынов, беззаветно любивший свой народ, снова вернулся к нему.